Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 
"Детский сад № 56 "Смородинка"  г. Воркуты
«Челядьöс 56 №-а видзанiн» «Смородинка» школаöдз велöдан
муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к."

Меню сайта

УпрО

Дом Учителя

КРИРОиПК

Год театра в РФ

Дети России

Безопасный интернет

Оценка качества
Удовлетворены ли Вы качеством деятельности МБДОУ "Детский сад № 56" г. Воркуты
Всего ответов: 2

Ребенок в опасности!

Служба доверия

Информер счетчик "Спутник"

Поиск

Вход на сайт

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Социально-нравственное и личностное развитие. В этом возрасте происходит существенный перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности воспитанника, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого. Это выражается в появлении стремления к самостоятельности, с одной стороны, желанием быть похожим на взрослого и подражать ему, с другой стороны. Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к авторитету матери, отца, других членов семьи. В этом возрасте он очень чувствителен к словам и действиям окружающих людей: с интересом вслушивается в диалог взрослых, пытается постичь логику их рассуждений и действий.

Ребенок стремится быть относительно независимым, хочет многое делать сам (одеться, раздеться, есть), отказывается от помощи взрослых. Если взрослые не учитывают потребности ребенка, проявляют излишнюю опеку, сдерживают инициативу ребенка, то это может привести к возникновению упрямства, негативизма, желанию делать все наперекор требованиям взрослого.

На третьем году жизни у ребенка зарождаются чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя достойным и умелым к глазам взрослого. Взрослые, умело регулирующие свои ограничения, требования, поощряющие самостоятельность ребенка, помогают гармоничному формированию его личности.

У ребенка возникает потребность в общении со сверстниками, однако взаимодействие их непродолжительно и возникает эпизодически вначале в процессе совместных предметно-игровых действий, затем – игровых. Возникают первые симпатии: ребенок чаще играет с одним и тем же ровесником, замечает, если того нет в группе. Появляются элементы самооценки, в которой отражаются чувства достоинства и стыда, которые еще только зарождаются. В этот период ребенок чувствует и удовлетворяет свое самолюбие преимущественно действиями, привлекающими к нему внимание других, сравнивает свои поступки, умения с умениями и поступками других детей. К трем годам ребенок начинает выделять свое «Я», ставить себя в позицию субъекта деятельности, осознавать, что рядом существуют другие люди. Необходимо, чтобы эти первые его представления о своем физическом и социальном «Я» обрели позитивную окраску, что станет основой развития позитивной «Я-концепции» на следующих этапах онтогенеза.

В этот период жизни огромное значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении различными видами деятельности: игровой, трудовой, художественной и др. Деятельность ребенка усложняется, приобретает целенаправленный характер, результативность. В раннем возрасте создаются психологические предпосылки для формирования игровой деятельности. Возникают первые ролевые игры, в которых ребенок берет на себя роль, отображая действия близких взрослых (мамы, бабушки). В игре обычно доминирует предметное содержание – воспитанник осуществляет определенное действие с куклой – одевает, кормит, укладывает ее спать. В течение года игровые действия, объединенные общим сюжетом, усложняются. Ребенок начинает отражать в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых, берет на себя новую роль (продавца, доктора). В сюжетно-отобразительной игре по подражанию действиям взрослых он замещает реальные предметы игрушками и другими предметами-заместителями (кормит куклу палочкой). Ребенок по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, очень привязан к близким, но проявляет интерес к посторонним, которые вызывают у него симпатию. Импульсивное поведение уступает место поведению нового типа, в котором проявляется первичное умение подчинять свои желания необходимости (усвоение понятий «можно», «нужно», «нельзя»). Ребенок начинает контролировать свои и чужие поступки, хотя возможности его здесь пока что очень ограничены. На третьем году жизни ребенок гордится своими достоинствами: послушанием, аккуратностью, новыми игрушками, умением самостоятельно одеваться, «читать» стихи, выговаривать «трудные» звуки, танцевать. Разные чувства вызывают у него не только люди, но и игрушки, живая природа. Ребенок начинает отличать красивое от некрасивого, добро от зла. Таким образом, в этом возрасте завершается первый этап развития представлений ребенка о себе, первый этап развития личности.

Познавательное развитие. Продолжается сенсорное развитие: ребенок знакомится с формой, величиной, цветом, массой предметов, их признаками, соотносит свойства одних предметов со свойствами других, выделяет в них общее. Действуя с предметами, он учитывает их признаки, положение в пространстве. Постепенно формируются умения сравнивать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать простейшие связи между ними. Воспитанники понимают и постепенно обозначают словом свойства и качества предметов, овладевают умением обобщать, решать наглядно-практические задачи. Внимание воспитанников еще не устойчиво. Постепенно сосредоточение на деятельности, которой они занимаются, становится более длительным. Совершенствуются процессы запоминания и припоминания, с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.

Значительно совершенствуется память. Ребенок помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и может рассказать (к концу третьего года жизни) о ярких событиях в жизни (посещение кукольного театра, детского кафе и др.).

Речевое развитие. Интенсивно увеличивается активный словарь, который к трем годам составляет в среднем 1500 слов. Ребенок овладевает грамматическим строем родного языка – появляются новые падежные окончания, будущее время глагола, чаще используются прилагательные, предлоги. Овладение речью дает воспитаннику возможность использовать ее не только для обозначения предметов окружающей действительности, но и для выражения своих потребностей. Переход от называния себя в третьем лице («Катя спать») к первому, использование личного местоимения «Я» знаменуют важнейший этап в личностном развитии ребенка – зарождении самосознания.

Формируется умение строить фразу из 3-4 слов: ребенок пользуется как простым, так и сложным предложением. Он понимает смысл не только отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов об объектах, которые не находятся в данный момент в поле его зрения. Воспитанник начинает задавать вопросы «что это?», «зачем?» и др., действия сопровождает словами, репликами.

Ребенок осваивает звуковую сторону речи (у него начинает развиваться речевое дыхание, слуховое восприятие, фонематический слух, формируется правильное произношение звуков родного языка). 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Социально-нравственное и социальное развитие. Начинается активное познание социального мира. Объектами пристального внимания ребенка становится человек, его деятельность, поведение, отношения. Развитие социального восприятия происходит по двум направлениям – восприятие мира взрослых и восприятие сверстников. Желание стать взрослым, говорить, как они, становится движущей силой развития ребенка. Он стремится вычленить, осознать, затем воссоздать в игре отношения, доступные его восприятию. У ребенка активно развивается представление о себе как о члене семьи, происходит осознание родственных связей и опосредованных ими эмоционально-моральных отношений. Он радуется успехам, удачам близких, переживает их неприятные жизненные моменты, способен проявить чуткость и внимание к ним. Общение со взрослым в начале четвертого года жизни еще имеет деловую мотивацию, но к концу прослеживается выраженный игровой мотив. Взаимодействие строится на предметно-игровой основе. Содержание отношений определяется взаимными бытовыми и игровыми интересами при ведущей роли взрослого в начале четвертого года жизни с постепенной активизацией игровой позиции ребенка к концу года. Отмечается особенная чувствительность к тону, настроению и отношению к себе со стороны окружающих.

На четвертом году жизни ребенок открывает для себя сверстника как партнера, стремится к общению и сотрудничеству с ним. Развитие личности каждого ребенка имеет свои особенности. Одни дети самоуверенны, активны – и в этом находит отражение их позитивное «Я»; другие стеснительны, нерешительны. Педагог помогает каждому воспитаннику увидеть и проявить свои достоинства, инициативу, наладить дружеские отношения, действовать не только «рядом», но «вместе» со сверстником, при этом использовать как неречевые (экспрессивно-жестовые, мимические), так и речевые средства. На основании представлений о своем «Я» путем оценок педагогов, сверстников, близких, в процессе активной деятельности, общения формируется сначала общая самооценка дошкольника, позже проявляется способность к осознанной, дифференцированной оценке своих достижений в конкретных видах деятельности («хорошо рисую», «хорошо пою и танцую»). С развитием самооценки ребенка тесно связано чувство стыда и гордости. Однако теперь он гордится не только и не столько наличием самого умения, достижения, сколько его качеством («хорошо рисую машинку», «быстро бегаю» и т. д.). Чувство стыда, неловкости ребенок переживает, если его показатели в освоенных видах деятельности хуже, чем у ровесников, или если замечает свои недостатки (сосет палец, плаксив и т. п.).

 Появляется ролевая игра. Усложняется сюжет и содержание игр. Сами игры приобретают более устойчивый характер, увеличивается количество их участников. Постепенно ребенок овладевает способом замещения: наряду с реальными предметами использует предметы-заместители, позицию «Я» заменяет игровой ролью. Совместные игры начинают преобладать над индивидуальными и играми рядом, однако достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность ее не велика. В процессе игрового взаимодействия воспитанники постепенно овладевают коммуникативными умениями, способами словесной регуляции действий.

Среди значимых видов деятельности, которыми овладевает ребенок четвертого года жизни, выделяются изобразительная, музыкальная, художественно-речевая. Высокая эмоциональность, чувствительность, реактивность, преимущественно образное мышление детей этого возраста способствуют их успешному развитию. Начинают формироваться предпосылки трудовой деятельности. Возрастают возможности ребенка в овладении навыками самообслуживания, он включается в бытовую деятельность взрослых, труд в природе, осваивает способы действий с предметами-орудиями (начинает пользоваться лопаткой, молоточком и т. д.), приобретает элементарные трудовые умения и навыки. Несмотря на растущую самостоятельность, роль и помощь взрослого в жизни ребенка очень велика. Основные побуждения к общению со взрослыми начинают переходить из сферы чисто практической (совместного выполнения действий) в сферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем мире.

Познавательное развитие. Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. В разных видах деятельности создаются условия для активного сенсорного развития. От опредмечивания и предэталона (овал — как огурец) осуществляется переход к овладению сенсорными эталонами, количество которых возрастает. Совершенствуются и обследовательские перцептивные действия, способствующие формированию наглядного образа при восприятии предметов. Накопление сенсорного опыта ребенка является важным условием развития образных форм психической деятельности – образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения.

Совершенствуется предметное восприятие, оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, цвета, расположения) у ребенка формируются представления о внутренних свойствах предметов. Он узнает предметы по определенному признаку, объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак.

Формируются ориентировочно-исследовательские действия, которыми ребенок пользуется при выполнении практических задач, активно применяются приемы поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотнесения. Он продолжает знакомиться с функциональными, внутренними свойствами объектов в предметной деятельности (познавательные установки «Что с ним делать?», «Что он делает?», «Почему он такой?»), что позволяет ему устанавливать сначала самые простые, а потом более сложные связи и зависимости (часть-целое, причинные, родо-видовые и др.). Наряду с наглядно-действенным развивается наглядно-образное мышление, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них.

Воспитанника данного возраста отличает проявление фантазии, он способен создать наглядные образы на основе описания и в игровых ситуациях. Он начинает выделять фантастическое, вымышленное и отличать его от реального, активно использовать вымышленные ситуации в игровой, изобразительной, музыкальной деятельности. Показателем развития творческих способностей может быть освоение простейших приемов создания образов воображения, таких как смещение признаков, комбинирование, преувеличение, преуменьшение и т.п.

В деятельности воспитанника возникает произвольное внимание, способность сосредоточиться и удерживать его достаточно долго, если объект ему интересен. Появляющаяся произвольность существенно изменяет его поведение. Теперь он в состоянии специально запоминать и в нужный момент припоминать правила и изменять в соответствии с ними свое поведение. Ребенок способен внимательно разглядывать что-либо не только потому, что ему интересно, но и для того, чтобы сравнить предметы, открыть в них что-то новое.

Речевое развитие. Активный и пассивный словарный запас значительно увеличивается, обогащается названиями предметов, их качеств, свойств и отношений, словами обобщающего характера, глаголами, прилагательными. Ребенок постепенно овладевает способами словоизменения и словообразования. Начинается период активного словотворчества: ребенок придумывает различные формы от уже имеющихся у него в лексическом запасе слов. Совершенствуется звуковая сторона речи, однако у многих детей еще имеется нарушение звукопроизношения (групп свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат).

Появляются различные виды суждений об окружающем мире, которые выражаются в развернутых предложениях. Ребенок активно начинает устанавливать и понимать причинно-следственные, временные связи между предметами и явлениями, что находит отражение в сложноподчиненных предложениях со словами «потому что», «поэтому» и др. В нескольких предложениях он способен передать содержание собственных впечатлений от игры, прогулки, посещения театра и др. Рассказы из личного опыта свидетельствуют об осознании ребенком собственного опыта, наличии образов-представлений. Огромное значение приобретает познавательная функция речи – в общении со взрослым и сверстниками ребенок задает много вопросов. Возникают различные виды словесной регуляции. В речи детей преобладают высказывания, в которых фиксируется содержание выполненного действия. Речь становится частью самого действия.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Социально-нравственное и личностное развитие. Возраст пяти лет является важным периодом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Его можно назвать базовым возрастом, когда закладываются многие личностные аспекты, формируется «Я - позиция», личное сознание (самооценка). Ребенок начинает осознавать свое место в системе отношений со взрослыми, оценивать свои личностные качества: хороший, злой, добрый и т. п.

Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных привязанностях, характеризуются большей устойчивостью. Типично возникновение небольших групп детей (2-3 ребенка), испытывающих друг к другу симпатию и постоянно играющих вместе. В то же время дети становятся более критичными в оценке сверстников. Наряду с укреплением дружеских отношений между отдельными воспитанниками возникает привязанность к своей группе, складываются простейшие формы групповой солидарности. Формируется стремление быть полезным окружающим взрослым, дружелюбное отношение к сверстникам, умение играть и заниматься сообща.

Гармонизируются отношения со взрослыми. У ребенка отмечается повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развивается чувство любви, привязанности к ним. Постепенно формируется чувство ответственности за порученное дело, умение подчинять свои желания требованиям взрослых, замыслам детского коллектива.

На пятом году жизни ребенок постепенно начинает управлять эмоциями, возникающими под влиянием конкретной ситуации, пользоваться общепринятыми формами их выражения (жестом, позой, движением, взглядом, мимикой, интонацией голоса).Воспитанник охотно выполняет трудовые поручения, помогает взрослым.

Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. Постепенно совершенствуются способности играть, рисовать строить по собственному замыслу. Среди игр ведущее место начинает занимать сюжетно-ролевая игра с несложным сюжетом и небольшим числом играющих. Сюжет игр отображает взаимоотношения между членами семьи в различных жизненных ситуациях («Чаепитие с гостями», «Бабушка заболела», «Новоселье»), труд взрослых («Парикмахерская», «Магазин») и др.

Познавательное развитие. Совершенствуются психические процессы воспитанника. Наиболее ярко его развитие характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. Предпосылкой этого является обогащение познавательной практической деятельности, в процессе которой ребенок уже может различать довольно сложные формы предметов, выделять с помощью зрения, слуха, осязания их отдельные элементы, устанавливать пространственно-временные отношения.

В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов путем измерения, сравнения путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период воспитанник осваивает представления об основных геометрических фигурах, цветах спектра, параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине), пространстве, времени, об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.). Он воспринимает величину объектов, легко выстраивает в ряд по возрастанию или убыванию, однако может испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкивается с несоответствием формы и их пространственного расположения. Однако в ситуации восприятия нескольких различных признаков воспитанник может испытывать определенные сложности.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок способен сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности в течение 15 - 20 минут. При выполнении каких-либо действий он может удерживать в памяти несложное условие. Произвольному управлению вниманием способствует рассуждение вслух, проговаривание выполняемого действия, обозначение словом выделяемых признаков предметов и явлений.

В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.). Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко и точно воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Начинает складываться произвольное запоминание: воспитанник запоминает до 7 - 8 названий предметов, способен принять задачу на запоминание, выучить небольшое стихотворение и т.д.

Развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам воспитанник начинает выделять более существенные признаки предметов, группировать их по качеству, материалу, назначению. Он может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт и др. Начинает развиваться образное мышление. Ребенок уже способен использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач, строить и конструировать по схеме, решать лабиринтные задачи, предвосхищать события и действия. Он может сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов на основе их пространственного расположения. Однако при этом ему трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане, совершить мысленное преобразование образа. Мышление в целом и его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У ребенка преобладает наглядно-образное мышление, формируются разнообразные конкретные представления. Он способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п., сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К пяти годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец.

Речевое развитие. Увеличивается запас слов, совершенствуется грамматическая сторона речи и связная речь. Свои мысли воспитанник выражает законченными предложениями, понятными для окружающих. С удовольствием пересказывает знакомые сказки, небольшие рассказы, составляет рассказы-описания, называя наиболее характерные признаки игрушки, одежды, животных и других изучаемых объектов. Развивается голосовой аппарат, речевой слух, фонематическое восприятие, речевое дыхание, что способствует формированию правильного звукопроизношения.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ

Социально-нравственное и личностное развитие. В этом возрасте у ребенка существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением, что положительно отражается на всех сторонах его развит

Министерство науки и высшего образования РФ

Образование РФ

РОСОБРНАДЗОР

Минпросвещения

ФЦИОР

"Карты ДОО"

Единое окно

МО РК

Роспотребнадзор

Цифровое образование

Горячая линия

Госсуслуги

Родителям

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Вы находитесь на официальном сайте МБДОУ «Детский сад № 56» г. Воркуты, который находится в сети Интернет по адресу: http://dou56smorodinka.ucoz.ru/. Иные сайты под другими адресами - считать недействительными.
169915, Республика Коми, г.Воркута, ул. Суворова, д. 23-а тел. 8(821-51)2-41-83 (I корпус); 
169915, Республика Коми, г.Воркута, ул. Комарова, д. 11-а тел. 8(821-51)2-46-85 (II корпус)
Персональные данные воспитанников, в том числе фотографии и видеозаписи, размещены с письменного согласия родителей (законных представителей)
Copyright Смородинка © 2019